Модераторский раздел ]

Агрессор, Жертва и Карате-До

Общение на различные темы, связанные и не связанные с боевыми искусствами, которые тематически не подходят к другим разделам форума (философия и религия, случаи из жизни, отношения и другие)

Агрессор, Жертва и Карате-До

Сообщение OLga Mikhalchenko » Сб май 11, 2013 4:25 pm

Последнее время часто задумываюсь, зачем мне карате: синяки, набитые предплечья, сбитые костяшки и другие "издержки производства". Зачем мне умение защищать себя? От кого я, собственно, планирую защищаться?
"Если ты задаёшь вопрос, значит, ты уже знаешь половину ответа." Хань Сян-цзы

Если есть потребность научиться защищаться, значит есть страх. А страх - это слабость. Если есть страх, его непременно "учуют" те, кто любит питаться чужими страхами.
Когда понимаешь, кого и/или чего боишься, легче совладать со своим страхом и найти эффективный метод защиты.
Делюсь, на мой взгляд, интересными статьями на тему Агрессоров и Жертв. В них сказано вроде всё, что и так понятно, но именно такие вот очевидности часто ускользают от нашего внимания. Думаю, эта тема не столько о карате, сколько о точках его приложения. Так что приятного и познавательного чтения! И - присоединяйтесь и делитесь своими находками ;)
П.С. Потому, наверное, и выбрала карате, а не, например, бокс, что здесь - огромная многовековая философская база, которая учит справляться со своими страхами, принимать и подчинять их себе, а не слепо следовать им.
Последний раз редактировалось OLga Mikhalchenko Сб май 11, 2013 9:09 pm, всего редактировалось 1 раз.
OLga Mikhalchenko
Постоянный посетитель
 
Сообщения: 321
Зарегистрирован: Пн дек 10, 2012 4:07 pm

Re: Агрессор, Жертва и Карате-До

Сообщение OLga Mikhalchenko » Сб май 11, 2013 4:39 pm

АРОМАТ ЖЕРТВЫ: НА КОГО И ПОЧЕМУ НАПАДАЮТ ПРЕСТУПНИКИ
Советов о том, как не стать жертвой преступления, сегодня тьма-тьмущая. Их публикуют в специализированных книгах, газетах и журналах; о них рассказывают с телеэкранов. Но меньше преступлений от этого не становится: даже те, кто прослушал лекции или прочитал книги о правилах безопасности, в критический момент зачастую о них забывают.
А потом сокрушенно разводят руками: ведь знал же, что нельзя играть в наперсток (идти вечером коротким путем через подворотни, пускать в квартиру незнакомых людей и т.д.). Действительно, знал, но почему-то поступил вопреки здравому смыслу. Почему?


Семь секунд, отделяющих жизнь от смерти

Прежде чем ответить на этот вопрос, расскажем об интересном исследовании, проведенном американским профессором Бетти Грейсон. Эта уважаемая дама научным путем сумела доказать, что ни один преступник не нападает на жертву просто так, не обращая внимания, что за личность перед ним. Вначале преступник оценивает человека на предмет того, подойдет ли он в качестве жертвы. Причем, опытному бандиту для этого достаточно всего семи секунд!

Как же грабитель выбирает себе жертву? Прежде всего – по невербaльным особенностям ее поведения. За эти семь секунд он оценивает и внешний вид человека, и его физическую подготовку, и степень готовности дать отпор. Идеальный объект для нападения выглядит приблизительно так: сутулые плечи, скованные движения, вялый, потухший, избегающий контакта взгляд, опущенная голова, неуклюжая плетущаяся походка. Показательна и степень вовлеченности в окружающий мир – человек, погрузившийся в глубокие размышления и не замечающий, что творится вокруг него, легко уязвим.

Бетти Грейсон провела любопытный эксперимент. Она предъявила сидящим в разных тюрьмах и абсолютно не связанным между собой преступникам видеопленки с изображением идущих по улице людей. Это были простые прохожие, принадлежащие к различным социальным и возрастным группам и не знавшие, что их снимают. То есть, они вели себя абсолютно естественно, и видеозапись отражала реальную сцену из жизни. Исследователи предложили заключенным определить, кого из изображенных на пленке они выбрали бы в качестве своих жертв. Поразительно, но факт: большинство указали на одних и тех же людей.

Этот результат подтвердил древнее изречение о том, что «жертва сама привлекает к себе своего палача». Казалось бы, одновременно найдено и решение проблемы: чтобы не стать жертвой, «накачайся», выгляди круто, держись уверенно, расправь плечи, шагай легко – словом, грудь колесом, пальцы веером, и все получится! Однако на самом деле не все так просто.

Как объяснить те нередкие случаи, когда обладателям разномастных поясов по каратэ или кунг-фу ломают челюсть давно забывшие о любых физических тренировках уличные алкаши? Ведь даже короля ринга – величайшего Мохаммеда Али – легко скрутили, избили и ограбили трое отнюдь не спортивных парней. Возможно, если бы знали, что перед ними сильнейший боксер мира, то не осмелились бы напасть. Однако они приняли его за вполне подходящую для нападения жертву. И не ошиблись.

Впрочем, этот случай не единичен. Еще в советское время мне рассказывали о чемпионе Украины по тяжелой атлетике, к которому на улице постоянно цеплялись подростки. Огромный накачанный мужик словно магнитом притягивал к себе хулиганистых хлюпиков, норовящих затеять с ним драку. Затем все развивалось по обычному сценарию – приезд милиции, задержание всех нарушителей порядка. Разумеется, чемпиона быстро отпускали, а на следующий день он появлялся в зале с фингалом под глазом, чем немало веселил приятелей. В чем причина подобных странностей?

Как известно, невербальные особенности поведения человека – это язык его подсознания. Иными слова ми, сутулые плечи, шаркающая походка и прочие признаки жертвы являются следствием, а не причиной. Это лишь проявление деструктивных программ подсознания. И выявленные исследованиями американских ученых особенности походки, взгляда и осанки – наиболее заметные, но не единственные невербальные признаки виктимного поведения. Даже научившись ими управлять, человек не способен контролировать другие реакции своего тела, недвусмысленно посылающее в окружающее пространство сигналы Жертвы.

Это позволяет понять подлинную причину феномена, когда и чемпионы мира получают по физиономии.

Почему не помогают каратэ и пистолет

В отличие от научных изысканий Запада, восточные учения способность преступников определять жертву объясняли очень просто. Согласно их постулатам, каждый человек имеет свой аромат – не в смысле парфюма или его отсутствия, а в смысле внутреннего содержания. Есть аромат Богача и аромат Нищего, аромат Любовника, аромат Господина и аромат Слуги, аромат Победителя и аромат Жертвы. Какие же внутренние состояния проявляются ароматом Жертвы?

Первое из них – подавленный страх, живущий в глубинах подсознания. Как только человек оказывается в экстремальной ситуации, страх прорывается наружу, отключая способность трезво соображать и воспользоваться грамотными советами специалистов, которые он почерпнул из умных книжек.

Фактически, страх формирует программу поведения, ведущую к трагическим результатам. Человек во всем видит угрозу и начинает вести себя так, что эта угроза реализуется. И если кто-то боится грабителя, то начинает видеть его буквально в каждом встречном. Тем самым человек как бы предлагает всем окружающим сыграть роль агрессора, а поскольку желающих выплеснуть агрессию в нашем обществе - пруд пруди, то очень скоро он находит то, что ищет.

Более того, оказавшись во власти страха, люди начинают действовать по его извращенной логике: «Если этого не должно случиться, значит, оно обязательно произойдет». Тем самым они задают программу своему подсознанию, которое и приводит их в те места, где есть опасность стать жертвой преступления. именно так можно объяснить те необъяснимые с точки зрения здравого смысла поступки, когда человек отправляется гулять в криминогенные районы в два часа ночи, трясет кошельком, полным денег, в людных местах, развешивает на столбах объявления о продаже дорогих вещей и т.п.

Обычно человек, испытывающий страх оказаться жертвой преступников, пытается решить проблему внешним путем: пойти в секцию каратэ или бокса, приобрести пистолет или газовый баллончик, а если есть возможность, то и нанять телохранителей. Но, увы, как правило, это мало помогает: в критический момент нападения все приемы либо вылетают из головы, либо тело сковывает паралич, либо пистолет забывают снять с предохранителя, либо баллончик цепляется за подкладку кармана, а телохранители куда-то исчезают. Примеров тому несть числа, но главное очевидно – таким путем проблему не решить, потому что на уровне подсознания работает программа «Я – жертва», а жертвы не могут победить по определению.

Более того, как показывает опыт, даже если человеку удастся победить в какой-то схватке, проблемы это не решит. У меня был один знакомый, которого еще в детстве побил пацан постарше. Тогда он пошел в секцию тяжелой атлетики и, став кандидатом в мастера, поймал и отлупил своего обидчика. Однако страх остался навсегда.

Будучи прекрасно сложённым рослым атлетом, он боялся гулять по вечерам. В тоже время, мне довелось знать парня ростом чуть больше полутора метров и весом килограммов в пятьдесят, который, прозанимавшись каратэ всего пару лет, не побоялся вступить в схватку с четырнадцатью (!) значительно превосходящими его по габаритам противниками. И, вопреки любой логике, согласно которой у него не было шансов выйти из драки по меньшей мере покалеченным, он отделался лишь ушибами и неделей пребывания в санчасти.

Так что сами по себе большие мускулы еще не являются гарантией защиты от преступления. Даже наоборот. Уличным хулиганам, стремящимся подтвердить свой авторитет, зачастую просто скучно бить хилых. Намного больше их самооценку и рейтинг в глазах «подчиненных» поднимает избиение здоровяка. и если от того исходит аромат Жертвы, то на него нападут скорее, чем на какого-нибудь «дохлого» очкарика. Многие криминальные авторитеты внешне далеко не Шварценеггеры, однако огромные накачанные амбалы беспрекословно подчиняются им. В чем тут дело? Видимо, у авторитетов меньше страха.

Об этом же свидетельствует и случай с Мохаммедом Али. Знающие его люди утверждали, что он был очень неуверенным в себе человеком (а неуверенность - одна из форм страха), и занятия боксом стали попыткой избавиться от психокомплексов. Но, как показала жизнь, ему это не удалось. Многочисленные титулы чемпиона не уничтожили в нем аромат Жертвы.

Для большинства людей проблема страха является одной из наиболее актуальных. А потому о том, как и почему возникают страхи, мы поговорим в од номиз следующих номеров. Пока же перейдем к следующей составной аромата Жертвы – самоагрессии.

У этого психологического явления очень много различных проявлений, но их можно свести к двум базовым: чувство вины перед кем-то и недовольство собой – внешностью, способностями, тем, что вы не делаете зарядку или мало времени уделяете воспитанию ребенка... Найти довольных собой людей сегодня очень сложно – ведь в советское время самокритика была возведена в ранг высокого достоинства, а довольство собой считалось чуть ли не патологией. Что здесь плохого?

Да то, что, будучи недовольным собой или считая себя виноватым, вы тем самым даете четкую установку подсознанию на то, что вы плохой или плохо посту пили, а значит, заслуживаете наказания. И подсознание беспрекословно выполнит ваше пожелание. Варианты могут быть разными – вы порежетесь во время приготовления еды, заболеете, станете жертвой ограбления или пригласите в свою квартиру людей, которые окажутся ворами...

Чем преступление похоже на танго

Обратите внимание на такую деталь – преступники часто используют чувство вины для того, чтобы подавить сопротивление жертвы. С этой целью применяются специально разработанные психологические методики с тщательно подобранной лексикой. Например, «наезжая» на бизнесмена, его обязательно в чем-то обвинят – неаккуратном внешнем виде, жадности, хамстве, непорядочном поведении. Словом, по старому принципу «Ты чего без шляпы ходишь?!». Да и уличные грабители, и хулиганы тоже ведь нападают не сразу, а вначале с помощью чувства вины пытаются вогнать чело века в роль Жертвы: «А чего у тебя сигареты помятые? А чего это ты такой невежливый? А чего это ты тут шляешься в два часа ночи?».

Третий фактор аромата Жертвы – обидчивость. Обида – это гнев, который человек подавил в себе из-за страха открыто высказать свое недовольство. Привычка накапливать камни за пазухой – один из самых быстрых путей к состоянию Жертвы. Преступники нюхом чуют того, кто боится адекватно ответить на «наезд».

Четвертая составляющая аромата Жертвы – как ни странно это звучит – повышенная агрессивность. Дело в том, что когда человек переполнен злостью и агрессией, его подсознание запрограммировано на поиск объекта, на котором ее можно сорвать. Эта же про грамма в поисках конфликта приводит человека в различные криминогенные места. Такая внутренняя конфликтогенность притягивает к нему аналогично настроенных двуногих особей, а результат подобных встреч редко не бывает трагическим.

Впрочем, модель поведения жертвы проявляется не только в криминальных нападениях. Вот результаты еще одного весьма любопытного исследования американских ученых. Проанализировав результаты опросов пострадавших от физического насилия, они установили, что 100% из них долгое время подвергались насилию вербальному – в общении с начальством, супругами, соседями. иными словами, прежде чем пострадать от преступников, все они привыкли играть роль жертвы в обычных жизненных ситуациях. То есть человек вначале привыкает чувствовать себя жертвой по мелочам, а лишь затем «попадает» по-крупному.

Эту тенденцию насилия к эскалации очень легко проследить на событиях собственной жизни. Как правило, крупные неприятности начинаются с мелочей. Сначала вам нахамила какая-то тетка в метро. Вы возмутились, но подавили гнев, создав тем самым в душе обиду. Через некоторое время на вас несправедливо накричал начальник. Вы снова сдержали свои эмоции, превратив их в обиду. Затем последовал семейный скандал. И если вы продолжаете копить обиды, то неприятности пойдут косяком, вплоть до криминала.

Получается, правы те, кто утверждает, что в преступлении виноват не только преступник, но и его жертва? Как говорится – для танго нужны двое... В это сложно поверить, но в ряде развитых стран правоохранительные органы, ознакомившись с результатами научных исследований, все больше склоняются к такой точке зрения. Во всяком случае, в некоторых государствах после того, как автомобиль дважды попал в аварию, сумма страховки для его владельца значительно возрастает. И на все протесты и объяснения, что авария случилась не по его вине, такому водителю отвечают: «Это не имеет значения. Раз вы дважды по пали в аварию, значит, вас нужно отнести к категории склонных к дорожным происшествиям».

Как же избежать превращения в жертву?

Базовой программой-верованием модели мира типичной Жертвы является убежденность в том, что она ничего не решает и ни за что не отвечает, от нее ничего не зависит. Придерживаясь такого мнения, человек тем самым отдает бразды управления своей жизнью в руки других. Лишь осознав, что мы сами создаем события собственной жизни своим же поведением, можно начать путь к освобождению от роли Жертвы.

Борьба со страхом – длительный и сложный процесс. Но для начала необходимо хотя бы признать его наличие у себя и ясно осознать, чего вы боитесь. Потом следует определить свои программы поведения, обусловленные этим страхом, и проверить, приносят они вам пользу или вред, подумать, как бы вы могли вести себя по-другому. Например, если вы возвращаетесь ночью домой и видите группу парней, тут же в вас активируется программа страха и включается тоннельное мышление: а вдруг это грабители? А вдруг они сейчас нападут?

Тотчас же ваши мысли отражаются в вашем теле: вы сутулитесь, опускаете голову, прячете глаза и ускоряете шаг. Таким образом, вы демонстрируете парням, что вы – идеальная жертва и тем самым значительно увеличиваете возможность на падения. Поэтому, если руководствоваться здравым смыслом, а не страхом, то гораздо безопаснее было действовать прямо противоположным об разом: расправить плечи и шагать твердо и с достоинством.

Задумайтесь над таким фактом: мимо преступников в день проходят десятки людей. Но лишь один-два из них становятся их жертвами. Да и далеко не все парни, гуляющие по ночам гурьбой, - преступники. Один мой знакомый возвращался как-то с работы часа в два ночи. Причем, дело было в первой половине девяностых – во времена разгула бандитизма. Дорогу ему перегородили двое парней со словами: «Закурить не найдется?». Знакомый, будучи уверенным, что его грабят, в ответ сразу снял меховую шапку и протянул парням. Те опешили: «Да мы серьезно – курить хотим». Вспомните эту историю в следующий раз, когда в каждом прохожем вам будет мерещиться Джек-потрошитель.

Что касается недовольства собой, тут думаю, ничего особо объяснять не надо. Если что-то в своем поведении или облике вам не нравится – изменитесь, а если не можете – ну и бог с ним. Можно и так жить. Чувствуете себя виноватым – извинитесь перед тем, кого, на ваш взгляд, обидели, сделайте человеку что-то хорошее, искупающее вашу вину. То же самое и с гневом. Понятно, что устраивать из своей жизни борьбу с несправедливостью по любому поводу чревато нехорошими последствиями. Особенно, если причиной вашего гнева стал двухметровый «качок» или начальник-самодур.

Поэтому надо научиться либо философски относиться к возможному хамству («чужие чувства – не мои проблемы»), либо же выплескивать свой гнев без вреда для себя и окружающих. Для этого идеально подойдет, например, боксерская груша. При наличии воображения можно представить себе, что это и не груша вовсе, а тот, кто вызвал ваше раздражение. Самое главное – не накапливать и не носить негативных чувств в себе. Ибо это – прямой путь к само уничтожению.

В данном контексте логично вновь упомянуть некоторые постулаты древних восточных учений. Они объясняют феномен Жертвы так: каждый человек обладает определенным количеством энергии, именуемой Ки (в Японии) или Ци (в Китае). Тот, у кого этой энергии больше, подчиняет себе того, у кого ее меньше. И наоборот, человек со слабым Ки как магнит притягивает к себе агрессоров и прочие неприятности, включая болезни. Состояние Ки человека зависит от многих факторов, но наиболее разрушительны для него подавляемые отрицательные эмоции – гнев и страх. И для того, чтобы победить соперника, нужно с помощью манипуляций усилить в нем проявление этих чувств. Впрочем, бьющая через край радость тоже истощает Ки человека, хотя и в меньшей степени.

Что это означает в переводе на язык современной европейской психологии? А то, что наименьшую вероятность оказаться жертвой имеет спокойный, жизнерадостный, способный свободно выражать свои чувства, хорошо осознающий, чего он хочет в жизни, и не поддающийся на уловки различных манипуляторов, уверенный в себе человек. И главное – не отягощенный психокомплексами страха, обиды или вины. Ибо именно они являются главным фактором, постепенно ослабляющим человека до такой степени, что он попадает в лапы двуногих хищников. Случайностей в современном мире не бывает, а значит, любое преступление можно предотвратить. Но лучше всего это может сделать лишь сама потенциальная Жертва, успев вовремя изменить базовые программы своего поведения. Воистину, спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Сергей Нестеренко.

Взято отсюда: Украина Криминальная
OLga Mikhalchenko
Постоянный посетитель
 
Сообщения: 321
Зарегистрирован: Пн дек 10, 2012 4:07 pm

Re: Агрессор, Жертва и Карате-До

Сообщение OLga Mikhalchenko » Сб май 11, 2013 4:46 pm

На самом деле исследований по психологическим портретам преступников много. Я же здесь привожу одну небольшую статью про хулиганов.
ПСИХОЛОГИЯ НАПАДАЮЩЕГО: КАКОЕ ЛИЦО ИМЕЕТ АГРЕССОР?
Рассмотрим такой важный момент, касающийся критической ситуации, как поведение нападающего. Не так просто вовремя сообразить, что на вас собираются совершить нападение. А иногда, напротив, не в меру распущенное или нетрезвое поведение кого-либо может показаться агрессивным.
Получится комическая ситуация с ложным противником, как в хорошо всем известной байке про женщину в подземном переходе: женщине на встречу шел мужчина, неся в руках стекло, которого та из-за испуга просто не разглядела... Опишем примерный психологический портрет потенциального нападающего, включающий в себя манеры, привычки, реплики, стиль в одежде и некоторые другие особенности.

Итак, какое лицо имеет агрессор?
Если задать такой вопрос любому случайно выбранному человеку, то тут же представляется страшный грубый незнакомец в темном пальто из дешевой ткани, в шляпе с обвисшими полями, дурно пахнущий и зловеще сверкающий глазами. Реальные преступники, совершающие реальные преступления, имеют такую внешность чрезвычайно редко. Чаще всего это обычный человек, который может выглядеть и вести себя как угодно. Никаких стопроцентно точных характеристик в этом случае не даст ни один криминологический справочник. Это может быть совершенно обычный гражданин, даже в чем-то вам симпатичный.

На курсах самообороны, которые вели опытные преподаватели, однажды был проведен любопытный эксперимент. Руководитель группы в течение долгого времени вырезал из газеты фотографии убийц, хулиганов, грабителей и их жертв, а также тех, кто помог справиться с преступниками. Потом на занятиях своей группы он показал фотографии своим курсантам, не сообщая им никаких данных, и попросил определить, кто из них является жертвой, а кто преступником. Результат был ошеломляющим: жертв преступлений называли кровавыми маньяками, а убийц - невинно пострадавшими людьми.

Среди этой коллекции было одно фото - лысоватый, полноватый, добродушного вида мужчина, типичный отец семейства. Ни один из опрошенных не указал на него, как на преступника, а между тем это был известный грабитель, который не только отбирал бумажники и кошельки, но чаще всего мучил и убивал свою жертву. Поэтому никогда нельзя только по внешнему виду определить, является человек преступником или нет.

Какими же бывают преступники?
Для начала хотелось бы заострить внимание на хулигане средней руки, цель которого - грабеж или просто желание «выпустить пар». Нередко обе цели сочетаются, и грабитель стремится вдоволь поиздеваться над жертвой. Итак, уличный хулиган и грабитель. Как же распознать их среди мирных граждан? Что их отличает от простых прохожих?

Поведение уличного хулигана

Уличными хулиганами называют людей, которые не ставят перед собой цели обогащения за счет жертвы. Обычно целью хулигана является само нападение. Таким образом, с помощью насилия и грубости нападающий пытается самоутвердиться, «спустить пары» или просто доказать своим спутникам, что он «крут, как терминатор».

Другого мотива у уличного хулигана просто не существует. Объектом своей агрессии он может выбрать не обязательно человека. С тем же успехом такой агрессор способен совершить акт вандализма или поиздеваться над беззащитным животным. То, что его агрессия направилась именно на прохожих, - дело случая. Именно это и отличает его от пьяного, который не просто преследует цель «охладиться в драке», но еще и имеет (с его точки зрения) реальную причину для нападения именно на данного прохожего.

Для хулигана причина не существует. Зато для него очень важен повод к нападению. Такой агрессор не станет бросаться на вас с кулаками, ничего предварительно не объяснив. Наоборот, он станет затевать разговор, провоцируя избранную жертву и распаляя себя.

Нападение уличных хулиганов обычно совершается на слабо освещенных улицах, хотя известны случаи, когда драки затевались ими и на шумных проспектах и магистралях. Однако следует заметить, что хулиган вполне рационально мыслит. Он не будет избирать в качестве жертвы человека, идущего в компании сильных мужчин, которые не дадут ему вдоволь натешиться своим превосходством или удовлетворить садистские наклонности. Также инстинкт самосохранения не позволит хулигану совершать нападение поблизости от отделения милиции или на глазах у патруля.

Этому типу нападающих необходимы свидетели его злодеяний, однако, свидетели эти должны оставаться пассивными или быть готовы вступить в драку на его стороне. Если же ситуация складывается неблагоприятно, и хулиган может получить серьезный отпор или быть задержан, он обращается в бегство, стараясь не применять физическую силу против людей пришедших жертве на помощь. Самое главное для такого агрессора - продемонстрировать свое могущество и при том остаться безнаказанным, чтобы можно было вспоминать позже о своих «подвигах».

Уличные хулиганы никогда не ходят поодиночке. Обычно они держатся группой, состоящей как минимум из трех человек, причем, чаще всего это - молодые люди или подростки. Нападать может как вся группа, так и один из входящих в нее субъектов. В любом случае, предварительный разговор с жертвой ведет только один человек, которого мы условно назовем «спикером». В обязанности спикера входит подготовить почву для атаки и проверить, не опасна ли избранная жертва. Другие члены группы хулиганов во время его работы внимательно следят за действиями и разговором своего приятеля, но некоторые из них могут и наблюдать за общей ситуацией, складывающейся на улице.

Нападение обычно начинается с предъявления претензий. Спикер, чаще всего, отделяясь от группы, но, не отдаляясь от нее, завязывает разговор с будущей жертвой. В этом разговоре никогда не бывает вежливых интонаций, спикер ведет себя так, словно его собеседник чем-то обязан хулиганской группировке. Проявляться это может как в пренебрежительном тоне, так и в грубых резких выражениях, а зачастую и в том и в другом. Еще одна характерная особенность такого разговора - обращение на «ты».

Сам разговор может строиться как угодно. Жертве могут предъявить претензии по поводу ее одежды или прически, потребовать прикурить или угостить сигаретой, спросить время. Если намеченный объект агрессии идет с девушкой, спикер может начать нелестно отзываться о ее внешних данных или намекать на то, что не прочь был бы иметь с ней сексуальные отношения (или уже имел их когда-то).

Намного реже разговор строится по сценарию, когда спикер как бы «обознается», принимая жертву готовящегося нападения за какого-то своего знакомого, который должен ему деньги или чем-то перед ним провинился. Тактика эта беспроигрышна для него в том плане, что как бы ни повела себя жертва, разговор можно будет продолжить, к тому же от такого диалога легко перейти к физическим действиям. Если мнимый знакомый отмалчивается, стараясь не замечать агрессора, сразу же следует фраза-сигнал к началу активных действий. Обычно она дается в том ключе, что, мол, «Вася совсем зазнался, друзей не узнает, и надо бы его за это проучить». При попытке жертвы указать на то, что спикер обознался, тот чаще всего продолжает настаивать на том, что его собеседник является именно тем, за кого его приняли, и довольно быстро переходит к боевым действиям, мотивируя их все теми же доводами, что и при молчании жертвы.

Как же заранее отличить уличных хулиганов от просто прогуливающейся группы? Здесь важно вспомнить, что хулиганы ставят своей целью «спустить пары» или показать свою силу путем избиения и оскорбления жертвы, но стремятся при этом остаться безнаказанными. Если разговор с объектом агрессии велся на оживленной улице, они постараются вынудить свою жертву свернуть в подворотню или во двор, словом, туда, где им не смогут помешать. Выражаться это может как в том, что группа начинает теснить человека, с которым говорит спикер в требуемом направлении, так и в предложении «отойти в сторонку и решить дела один на один».

Кроме того, компания хулиганов заметно отличается от просто прогуливающейся молодежи тем, что внимательно следит за ситуацией на улице и за жертвой. Хулиганы похожи на волчью стаю, выслеживающую дичь, на зверя, затаившегося в засаде. Они никогда не будут шумно петь песни, громко смеяться или иным образом привлекать к себе внимание окружающих. Свободные позы, из которых сложно атаковать, сидящие на коленях девушки - тоже не для них. Обычно в хулиганской группировке вообще не бывает девушек, а если они и есть, то стоят или сидят так, чтобы не закрывать обзор своим приятелям и не стать им помехой в случае нападения или бегства.

И еще одна немаловажная деталь: отдыхающая молодежь не будет упорно следовать за каким-то человеком. Хулиганская же группировка может идти за своей жертвой на некотором расстоянии довольно долгое время, выбирая удобное место для нападения. Во время этого движения все время сохраняется боеготовность хулиганов.

Поведение отделяющегося от группы человека и реакция самой группы также могут сказать вам, насколько реальна опасность столкновения. Если перед вами просто молодежь на отдыхе, то веселье товарищей подошедшего к вам человека не прекратится, они будут по-прежнему заниматься своими делами, практически не следя за вашим общением. Если же судьба свела вас с хулиганами, картина будет прямо противоположной.

Стоит спикеру хулиганской группы отделиться от товарищей, как все внутренние разговоры группировки смолкают или сводятся к минимуму, чтобы не пропустить ключевой фразы к началу атаки. Вся группа как бы внутренне подается вперед, следуя за спикером. К тому же, как уже говорилось выше, взгляды и внимание хулиганов направлены на жертву готовящегося нападения. По этим признакам довольно легко отличить такую группировку от невинной молодежной компании.

Взято здесь: Украина Криминальная
OLga Mikhalchenko
Постоянный посетитель
 
Сообщения: 321
Зарегистрирован: Пн дек 10, 2012 4:07 pm

Re: Агрессор, Жертва и Карате-До

Сообщение OLga Mikhalchenko » Сб май 11, 2013 7:34 pm

Еще одна статья про психологию жертвы. Еще одна констатация фактов.
ИЗОБРАЖАЯ ЖЕРТВУ
В экспериментальной биологии существует понятие – поведение отчаяния. Довести любое испытуемое существо до подобного состояния не так уж и сложно. Например, подопытную мышь помещают в закрытое пространство, условно разделенное на две части. В одной половине на несчастного грызуна начинают воздействовать каким-то раздражителем, например, током определенной частоты. В этом случае животное, почувствовав дискомфорт, немедленно переберется на другую, «безопасную» половину. Но эксперимент можно смоделировать иначе, таким образом, что и в той, «спасительной», части клетки избавления от мук не наступит, и даже наоборот, научные издевательства над «объектом» при переходе «границы» только усилятся и станут еще более изощренными. В результате мышь определит свою участь сама. Выбирая из двух наказаний судьбы меньшее, она останется на месте, несмотря на крайне неприятные ощущения от воздействия электричеством. Будет корчится от боли, пищать, но все же попытается приспособиться к экстремальным условиям, стараясь хоть как-то, но выжить.

Другими словами, мышь становится жертвой и ведет себя соответственно – как жертва. А что ей еще остается? Нет никакого сомнения в том, что искусственно в той или иной степени «синдром жертвы» можно сформировать у любого высокоорганизованного живого существа, и в своих основных проявлениях он будет примерно одинаков у всех. Даже человек в этом отношении исключением не является, хотя и обладает сознанием, отличающим его от остальных тварей на Земле. Но у людей есть еще одна особенность – многие из нас, оказывается, сами по себе, без всяких раздражителей, изначально могут быть невольными носителями «психологии жертвы», причем совершенно не подозревая об этом. Многочисленные наблюдения показали, что некоторые личности имеют свойство раз за разом попадать в очень неприятные ситуации, становиться жертвой обстоятельств, то есть постоянно оказываться в неподходящем месте в неподходящее время. Впервые о «психологии жертвы» как о массовом явлении заговорили в криминалистике, и обобщение многочисленных фактов такого рода не так давно привело к созданию целой науки – «виктимологии» (от лат. victime -жертва), которая, собственно, и занимается изучением «психологии жертвы» во всех ее возможных проявлениях.

Ученые утверждают, если посчитать количество людей, которые регулярно становятся жертвами, прибавить к ним тех, кто становился жертвой хотя бы единожды, то у оставшихся уверенности в собственной безопасности почти не останется. Видимо, поэтому виктимологи всего мира сегодня настаивают на необходимости более глубокого изучения проблемы поведения жертв, поскольку уже совершенно очевидно - преступлений и насилия в мире совершается ровно столько, сколько создает предпосылок для них конкретная социальная среда, действия будущих жертв, их психологическое состояние, привлекающее насилие извне. Есть, конечно, категория людей, «психологически невиновных» в том, что против них совершается насилие - они становятся жертвами из-за своего специфического профессионального или экономического положения. Есть жертвы просто «подвернувшиеся под руку» во время совершения преступления, есть и совершенно случайные жертвы - люди, пострадавшие от стихийных бедствий, техногенных катастроф и т.д. Но вот во всех остальных ситуациях оказывается, если мы становимся «пострадавшими», то в 90% случаев мы сами и являемся «кузнецами собственного несчастья».

Так почему же одни становятся жертвами, в том числе и преступлений, а другие нет? Виктимологи объясняют это так. Преступник, выбирая потенциальную жертву, сознательно или чисто интуитивно руководствуется определенными критериями, прежде всего некими внутренними свойствами жертвы, ее индивидуальными особенностями. Эти свойства облегчают злоумышленнику либо реализацию его преступных планов, либо сокрытие следов преступления, что повышает вероятность избежать ответственности за совершенное. Иногда преступник учитывает сразу обе группы факторов. И далеко не всегда поведение жертвы можно назвать «ненормативным» или каким-то образом «провоцирующим». Многие специалисты убеждены: быть жертвой роковых обстоятельств и их повторения – это некое свойство самой личности. Это свойство складывается из многих приобретенных составляющих, которые где-то на уровне подсознания приводят в конце концов к подмене основных жизненных ценностей и целей. У таких личностей естественное для других стремление получить радость от жизни, напряжением воли изменить обстоятельства в свою пользу, подменяются садомазохистским «удовольствием» от страданий и вынужденной жертвенности. И принимается это, безусловно, не на свой счет, а проецируется вовне - как «рок судьбы», или «злая доля». По-другому это можно назвать еще пораженческой психологией. Со всеми этими утверждениями, конечно, можно поспорить, но рациональное зерно в них безусловно есть.

Причин такой пораженческой психологии называется много. В частности, семейное воспитание, при котором родители как бы «программируют» своих детей на проигрыш и на неудачу, то есть на некую «почетную жертвенность». В этом случае судьба ребенка становится прямым продолжением судьбы его родителей, далеко не всегда удачной и счастливой. Ни для кого не секрет, например, что в советские времена человек никогда не рассматривался как личность, со своими индивидуальными целями и интересами. Еще со времен революции, не говоря уже о периоде правления Сталина, несколько поколений наших людей молча и обреченно воспринимали насилие государства, чиновников, кого угодно над собой как нечто должное и не подлежащее обсуждению. Во всяком случае ни о каком сопротивлении и речи быть не могло. Лучше всех описал такую покорность А.И.Солженицын в своем «Архипелаге»: «…Они не спрашивали «за что?» и не говорили родным «я вернусь», они надевали одежку погрязней, насыпали в лагерный кисет махорки и шли подписывать протокол…» Времена эти, к счастью, прошли, но и теперь индивидуальность для нашего общества является чем-то вторичным, не имеющим решающего значения. А значит и наша с вами личная безопасность государством гарантирована лишь отчасти, вот почему практически каждый из нас в большей или меньшей степени ощущает себя потенциальной жертвой.

Мы по-прежнему всего боимся и чувствуем себя более-менее уверенно только запершись наглухо за железной дверью в своих домах и квартирах. Да и то при этом понимаем, случись что – не помогут нам никакие запоры. Российские психологи как-то провели исследование, и оказалось, что люди больше всего боятся даже не грабителей и насильников, а прикосновения или вторжения в собственную жизнь «чего-то неизвестного». Почти по Фрейду (или как когда-то в пионерлагере, когда дети по вечерам рассказывали друг другу «страшилки» про «черную руку»). В непрерывном подсознательном ожидании этой «черной руки», постоянным спутником массового сознания стали у нас обезличивание собственного «я», паралич инициативы, алогичность поступков, пессимизм, апатия, бесконечные сомнения. Да и повседневный фатализм большинства из нас мало чем отличается от «поведения отчаяния» испытуемой мыши. Нам внушили, что «хорошо там, где нас нет», и что при любом другом жизненном раскладе будет только хуже, вот мы и «пищим», боясь сдвинуться с насиженного места и хоть пальцем пошевелить, благо дело внешние раздражители пока не превышают нашего «болевого порога». Характерно еще и то, что люди, носители «психологии жертвы», вновь и вновь попадая в одну и ту же критическую ситуацию, все равно неизменно занимают исключительно пассивную, выжидательную позицию. В таких условиях формирование «образа врага» и «виктимизация» целых социальных групп являются очень удобным регулятором общественных настроений, которым с удовольствием пользуется власть в своих целях.

Но человек не должен постоянно ощущать себя жертвой. Это противоестественно человеческой природе. Курт Тойч, доктор психологии и физики, автор психогенетической теории поведения человека, утверждает: «Бесполезно решать конкретный конфликт - он будет проигрываться снова и снова в биографии человека и его потомков, определяя историю семьи до тех пор, пока не будут найдены причины и наследственные корни этого конфликта или неправильного поведенческого паттерна (устойчивой модели, стереотипа поведения), передающегося из поколения в поколение». Я думаю, что с выводами Курта Тойча трудно не согласиться, имея в виду не только каждую конкретную семью в отдельности, но и целый народ. Действительно, большинство наших проблем, и личных и общественных, имеют глубокие наследственные корни и в большой степени зависят от этого самого паттерна – устойчивого стереотипа поведения.

Надо не только наблюдать за обстоятельствами и «бояться» их, сидя в своей норе, а пытаться изменить их в свою пользу. Для человека, как и для целого народа, решившего наконец избавиться от пораженческой психологии, нелегко бывает найти точку опоры. Быть может, нормальная жизненная позиция в таком случае – перестать быть жертвой и стремиться самостоятельно решать свои проблемы.

Александр Бречек

Взято здесь: Юридическая психология и не только...
OLga Mikhalchenko
Постоянный посетитель
 
Сообщения: 321
Зарегистрирован: Пн дек 10, 2012 4:07 pm

Re: Агрессор, Жертва и Карате-До

Сообщение Артём Яковлев » Чт май 16, 2013 5:55 pm

очень интересная информация, спасибо.
Шаг за шагом!
Аватара пользователя
Артём Яковлев
Администратор
 
Сообщения: 545
Зарегистрирован: Ср дек 05, 2012 2:17 pm
Откуда: Херсон

Re: Агрессор, Жертва и Карате-До

Сообщение OLga Mikhalchenko » Чт май 16, 2013 6:04 pm

Всегда пожалуйста :)

FaceYourFear-Karate-Pic-1.jpg
FaceYourFear-Karate-Pic-1.jpg (48.35 КБ) Просмотров: 3503
OLga Mikhalchenko
Постоянный посетитель
 
Сообщения: 321
Зарегистрирован: Пн дек 10, 2012 4:07 pm


Вернуться в Свободное общение

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron