МИЯГИ ТЕДЗЮН

Тёдзюн Мияги (宮城 長順) родился 25 апреля 1888 года. В 1899 году, когда ему исполнилось одиннадцать лет, его мать попросила известного мастера тотэ-дзюцу (так в старину называлось карате) — Рюко Арагаки принять Тёдзюна в ученики. В додзё Арагаки сэнсея юный Мияги в основном занимался укреплением своего тела и работал с макиварой, тиси, нигиригамэ и другими традиционными окинавскими снарядами.

Он начал заниматься карате у Канрё Хигаонны в возрасте четырнадцати лет в 1902 году. Юного Мияги мастеру Хигаонне представил Рюко Арагаки.

Тренировки в додзё Хигаонны отличаться суровостью, поэтому многие из тех, кто приходил, покидали мастера и уходили к другим учителям. Как и его сэнсей до него, благодаря своему природному таланту, упорству и решительности он очень быстро прогрессировал. Временами тренировки были просто невероятно интенсивными, но энтузиазм Мияги всё возрастал.

Превозмогая боль и усталость Мияги посещал занятия с особой регулярностью. По утрам путь в школу он совершал бегом, а кроме этого — часто ходил к морю, где занимался физическими упражнениями. Выполняя сантин ката, он пытался заглушить шум прибоя силой своего дыхания.

После тренировок у мастера Хигаонны, он уставал настолько, что не мог подняться по лестнице на второй этаж, где находилась его комната. Поэтому часто ему приходилось ночевать в коридоре на полу.

Тёдзюн Мияги стал ути дэси (личным учеником) Канрё Хигаонны, который обучал своего ученика в течение четырнадцати лет, вплоть до дня своей смерти в 1915 году.

Молодой преемник традиции школы наха-тэ (так называлось направление, преподаваемое Хигаонной сэнсеем), доводил себя до пределов выносливости в своем стремлении достичь необычайного мастерства, в стремлении достигнуть уровня своего учителя. Со временем его удары стали настолько сильными, что он мог без труда ломать толстые доски, срывать с деревьев голыми руками кору и колоть камни.

С целью самосовершенствования и более глубокого изучения карате своего учителя в 1915 году Тёдзюн Мияги отправился в Китай, в город Фучжоу, где его учитель изучал боевые искусства, — чтобы продолжить его исследования. Это было первое из трех его путешествий в Китай.

По возвращении на Окинаву Мияги начал обучать рукопашному бою у себя дома в Наха, продолжая традиции боевого искусства своего учителя. Позже, он также преподавал в тренировочном центре полиции Окинавы, в колледже и в коммерческой высшей школе Наха (где когда-то преподавал его учитель).

Несколько раз ему пришлось демонстрировать свои умения на людях. Показательные выступления состоялись по просьбе редакции национальной японской газеты «Асахи симбун» (朝日新聞). В рамках этой презентации, кроме демонстрации ката и бункай-дзюцу, Мияги представил публике некоторые «трюки»: руками разорвал в клочья большой кусок сырого мяса, ударом нукитэ (кончиками пальцев) пробил плотную связку бамбуковых прутьев и, сжав кулак, достал один из них, голыми руками сдирал с живого дерева кору. Несмотря на это, Мияги сэнсей не любил показательные выступления, подчеркивая, считая, что воинские искусства не имеет ничего общего с подобными шоу.

Тёдзюн Мияги настойчиво занимался распространением каратэ на Окинаве и центральной Японии, чтобы заработать наха-тэ репутацию, сравнимую по статусу с дзюдо и кэндо. Для этого он часто ездил в Японию, куда его приглашали для преподавания карате в университетах Киото, Кансай и Ритсу Кай Кан.

В 1937 году (согласно другим источникам — в 1929) впервые появляется название «годзю-рю». В это время в Японии, в центре будо Дай Ниппон Бутокукай (大日本武徳会, «Общество воинской добродетели великой Японии») проходила демонстрация, где присутствовал личный ученик Тёдзюна Мияги — Дзинан Синдзато. После выступления, кто-то из официальных лиц (а может и другой участник показательных выступлений), присутствовавших там, поинтересовался у Синдзато, что за стиль он представляет. На тот момент Мияги сэнсей ещё не определился с названием, поэтому Синдзато не знал, что ответить. Не желая демонстрировать свою растерянность, он сымпровизировал, сказав, что его стиль называется ханко-рю (то есть «полужёсткая школа»). Позже, по приезду на Окинаву, Дзинан Синдзато рассказал об этом курьёзном случае своему учителю, который, услышав рассказ, решает назвать стиль «годзю-рю», позаимствовав это название из поэмы «Кэмпо хакку» (拳法之大要八句), описывающей «восемь законов кулака» и являющейся частью «Бубиси» (武備志). В поэме были строки: «Хо годзю донто» (法剛柔吞吐), что можно перевести как «Путь вдоха и выдоха — жёсткий и мягкий» или «Всё во вселенной строится на мягком вдохе и жёстком выдохе». На тренировках Мияги подчёркивал значение гармонии между двумя противоположностями: твердым и мягким, холодным и горячим, быстрым и медленным. Так стиль годзю-рю получил своё название.

Тёдзюн Мияги посвятил всю свою жизнь каратэ. Он руководил процессом преобразования наха-тэ в систематизированную дисциплину, которую можно было бы преподавать широким массам. Сформированная им методика позволила преподавать карате в школах и охватить широкие круги населения во всем мире. Он также сохранил персональное обучение на дому, следуя принципам и традициям своего учителя Канрё Хигаонны и его учителя Рю Рю Ко.

Позже, после войны, сэнсей выбрал своим преемником Анъити Мияги.

Тёдзюн Мияги умер 8 октября 1953 года, оставив после себя великое наследие, предсказав, что в XX веке карате распространиться по всему миру.

Александр Стрюк, Николаев


06.12.2012
<< предыдущая статья  ...   следующая статья >>